Вопрос: Не могли бы Вы предоставить информацию о том, как смотрит Ислам на пересадку органов?
-----------------------------------
Ответ:
Во
имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу
алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Тема
пересадки органов затрагивалась в
трудах многих исламских ученых и юристов.
В последние десятилетия медицина
совершила впечатляющий рывок, и в
медицинских технологиях произошел
настоящий прорыв.
На
сегодняшний день за счет стремительного
медицинского прогресса стала возможной
пересадка практически любой части
человеческого тела. Вследствие изменений
в медицинских технологиях, известные
и выдающиеся факихи тщательно
проанализировали процесс пересадки
органов, и в результате исследований
были сделаны следующие выводы:
1.
В случае, если конечность или орган
человека становится непригодной, и
данная конечность или орган требует
подходящей замены для функционирования
в будущем, тогда обязательно учесть
следующие условия:
-
Использование неживого искусственного
компонента,
-
Использование конечности тех животных,
которые дозволены для употребления и
забитые согласно исламским обрядам
забоя.
-
Существует почти несомненная угроза
потери жизни или угроза лишения
конечности/органа, и в качестве замены
можно использовать только часть тела
харам-животных или же дозволенных
животных (которых можно есть), но заколотых
не по Исламу, — в этом случае допускается
использование такой части тела. Однако,
если нет непосредственной угрозы для
жизни, то не допускается использовать
никакие свиные части тела.
2.
Аналогичным образом, пересадка какого
бы то ни было рода от одной части тела
к другой части тела того же самого
человека допустима, если это является
необходимым.
3.
Продажа любой части человеческого тела
является харам.
4.
Если больной человек доходит до той
стадии, когда определенный орган
становится непригодным (до такой
степени), что если человеческий орган
не будет ему пересажен, то возникнет
прямая угроза потери жизни, и при этом
человеческий орган - единственная
подходящая замена, и медицинские
специалисты абсолютно уверены, что
помимо человеческого органа нет никакой
иной замены для спасения жизни человека,
и жизнь пациента находится в опасности,
а человеческий орган легко доступен
для пациента, то при такой крайней нужде
пересадка человеческого органа (ради
спасения жизни) будет допустима для
больного.
5.
Когда совершенно здоровый человек,
посоветовавшись с авторитетным врачом,
подтвердит, что удаление одной почки
не причинит ему вреда и не вызовет каких
бы то ни было осложнений со здоровьем,
а также принимая во внимание ухудшающееся
здоровье его больного ближайшего
родственника, которое может привести
к смерти, при отсутствии иной альтернативы
или замены, тогда это будет допустимым
при условии, что почка будет пожертвована,
а не продана.
6.
Завещательный дар (васийят) человека,
согласно которому после его смерти его
органы будут пожертвованы, запрещен в
шариате.
А Аллах знает лучше.
Даруль-Ифта
Джамиат-уль
Улама (KZN, ЮАР)